Коррекция должна быть рассчитана с учетом особенностей функциониро­вания структур головного мозга. Обратим внимание на два важных фактора.

 

Первый — необходимость создания максимально благоприятных условий, в которых реорганизация функциональной системы письма может пройти быстрее и легче. Второй — необходимость адекватной нагрузки (использование специальных упражнений), ориентированной на формирование именно нужных, недостающих навыков. Рассмотрение первого фактора выходит за рамки и лингвистики* и этого разговора. Здесь скажем только самое важное: закрепление новых навыков — про­цесс энергозатратный. Степень когнитивной нагрузки непосредственно связана с соотношением автоматических и контролируемых процессов при выполнении кон­кретной задачи: чем больше процессов нуждаются в произвольном контроле, тем больше степень когнитивной нагрузки и энергоемкость.

Поэтому до начала цикла коррекции обязательно нужно уделить внимание тому, чтобы организовать для ребенка на некоторое время максимально щадящий режим. Кроме энергетических, надо по возможности учитывать физиологические^ соци­альные, психологические аспекты.

В данном случае было сделано следующее:

  • на три недели ребенок был полностью освобожден от школьной нагрузки (по решению и под ответственность родителей);

 - в график было введено достаточное количество прогулок на свежем воздухе, кислородное дыхание (через кислородный концентратор), достаточное количество сна, дополнительное внимание было уделено организации питания (поддержка орга­низма на всех уровнях);

—ребенку была предоставлена психологическая поддержка и защита от излиш­них вопросов и любых обвинений со стороны сверстников, родственников и других людей на трехнедельный период интенсивной коррекции;

  • мальчику на доступном уровне объяснили суть проблемы, обозначив, в том числе, и термины «дислексия» и «дисграфия», рассказали о нейропластичности с целью сделать занятия осознанными, сформировать понимание, почему и для чего нужно будет выполнять много однотипных простых упражнений;
  • были добавлены и телесные практики, направленные на снятие напряжений в теле и развитие координации, способности повторять серии сложных движений телом.

В центре программы коррекции лежало стремление создать адекватную нагруз­ку для развития языковых представлений каждого уровня посредством специаль­ных упражнений. Комплекс занятий был построен по принципу «от простого к слож­ному». В первую очередь развивалась способность выделять минимальные едини­цы языка: отдельные фонемы в ряду звуков, графемы в последовательности симво­лов. Интенсивный курс коррекции длился три недели. Мы занимались каждый день без выходных, с 8 утра до 8 вечера, каждый час по 3-5-7 минут. Отдельное занятью продолжалось до возникновения Признаков истощения ребенка — потери концент­рации внимания, зевоты, раздражения.