Едва ли не большинство подозрений и претензий абонентов мобильной связи напрямую касаются вопросов тарификации услуг. Обнаружив очередное списание средств со своего мобильного счета, абонент считает своим долгом сказать "пару ласковых", позвонив в службу поддержки оператора, после чего поехать разбираться лично. И хотя мы всей душой на стороне "обиженных" пользователей, постараемся быть непредвзятыми. Ведь обычный звонок другу с мобильного сопровождается множеством сложных технологических действий оператора.

 

На всех волнах
Разумеется, система тарификации звонков не может существовать в отрыве от общей архитектуры GSM-сети. Здесь у каждого оператора свой подход, но общий принцип один: на всей территории страны установлено множество базовых станций, представляющих собой обыкновенные приемо-передающие антенны, работающие в соответствующем диапазоне частот. С ними-то и приходится "общаться" нашим мобильным телефонам, причем абсолютно независимо от цветности их дисплея или полифонии. Базовые станции имеют непосредственную связь с коммутаторами, где происходит обработка и перераспределение всех вызовов. Необходимое количество коммутаторов определяется численностью базовых станций и абонентов, а также активностью последних. Именно в эту схему интегрирована система биллинга или, говоря проще, - автоматической тарификации звонков. Сразу же оговоримся, что биллинг - это не "тетя Маша" с калькулятором, счетами или арифмометром, а мощнейшая система серверов, которым приходится каждый день справляться с гигантскими нагрузками и хранить огромные объемы данных о каждом абоненте. Как утверждают представители компании оператора, человеческий фактор в благородном деле тарификации практически исключен, задействованы разве что программисты, которые бдительно следят за правильностью работы системы. Поэтому обладательницы приятных голосов из центра обслуживания абонентов не имеют никакого отношения к "товарно-денежным отношениям" между оператором и пользователем мобильных услуг. Ведь непосредственно тарификацией занимаются не они, а машина, которую и не подкупишь, и не отругаешь. Стоимость, оборудования, разумеется, не афишируется, хотя по неофициальным данным, если за каждую базовую станцию (с установкой) оператору приходится выкладывать до $60 000, то система тарификации обходится существенно (во много раз) дороже.
Долги из-за бугра
>Биллинговой системе приходится обслуживать не только своих абонентов, но и гостей из-за рубежа, которые временно пользуются услугами наших операторов. Это означает, что и мы, находясь в роуминге, вынуждены доверять свои мобильные счета в лапы безжалостной биллинговой машины местного оператора. И тут начинаются нюансы. Дело в том, что между нашими и заграничными операторами существует ряд тарифных договоренностей, и пользоваться связью бесплатно, да еще и в чужой стране, не выйдет. Такие договора называются роуминговыми соглашениями и предусматривают не только предоставление абонентам права пользоваться заграничной сетью, но и добросовестную передачу всех данных о совершенных звонках на родину. Трудно даже представить себе, какой поток информации о роуминговой активности ежедневно кочует от оператора к оператору. Естественно, что сразу справиться со всей просто нет возможности, поэтому и счета за услуги роуминга частенько приходят с опозданием, когда человек уже, напрочь забыл о своем пребывании за границей. Тут работают сразу две биллинговые системы. Одна принадлежит зарубежному оператору и предоставляет данные о звонках и их продолжительности, а вторая, отечественная, переводит время в деньги. Здесь тоже все максимально автоматизировано и прозрачно, поскольку ответственность перед "заграницей" за наши с вами зарубежные разговоры берет на себя отечественный оператор. Поэтому оставим "технологии обвешивания" нечестным продавцам овощных палаток - не те масштабы. У операторов все серьезно, да и международные аудиторские конторы регулярно проверяют у них все до последней циферки.
Обет молчания
По определению, каждый оператор должен уважать права своих абонентов и ни в коем случае не разглашать информацию о звонках и суммах кому бы то ни было. Согласитесь, было бы неприятно, если бы сомнительный субъект из соседнего подъезда вместо книги перед сном читал распечатки ваших звонков и отбивал симпатичных подружек. Для этого и существует правило конфиденциальности, согласно которому никто, кроме самого абонента, не может получить доступ к личному счету и выпискам из него с указанием направления звонков и сумм. Есть лишь одно ограничение - аргументированным запросам государственных правоохранительных органов не в силах будет отказать ни один оператор. Впрочем, мы ведь не преступники, а значит, бояться нам нечего. Даже если случится досадное недоразумение - письмо с выписками по счету какой-нибудь хулиган украдет из вашего почтового ящика - ничего страшного. Подобные счета, как правило, содержат лишь итоговые суммы за прошедший месяц и не представляют особого интереса для недоброжелателя. А вот будь у него возможность добраться до биллинговой системы оператора - тогда, конечно... Однако это - из области фантастики. Как сообщили нам у оператора, сделать это третьим лицам совершенно невозможно. Даже те немногие сотрудники оператора, которые имеют доступ к информации об абонентах и их счетах, подписывают настолько серьезное соглашение о конфиденциальности, предусматривающее личную ответственность, что риск сводится к нулю. Также на страже конфиденциальной информации об абонентах стоит и внутренняя служба безопасности.
Куда уходят деньги
Вернемся к самому насущному вопросу: куда же деваются средства со счетов абонентов? Здесь, для начала, стоит упомянуть банальную психологическую истину - ну не любим мы расставаться со своими деньгами! Вот если бы и получать все, что хочется, и денежки лежали бы в целости и сохранности... Красота! И, тем не менее, претензии абонентов по поводу того, что средства списаны со счета якобы несправедливо - это один из немногих пунктов, где все операторы солидарны. Иногда люди просто ошибаются в своих расчетах. Причин для возможных ошибок множество. Кто-то, например, забывает прибавить к заявленному тарифу обязательное отчисление в пенсионный фонд, пребывая в уверенности, что оператор регулярно обворовывает его ровно на 7,5% от любой суммы. Или расхожая ситуация, когда биллинговая система производит расчет с задержкой, скажем, за использованиетаких дополнительных услуг как GPRS. Загрузив несколько картинок, игр и видеоклипов, человек может обнаружить снятие денег лишь спустя сутки, что приведет его в полное недоумение. Внимательно также нужно пользоваться телефоном вблизи от государственной границы. Как известно, терминал регистрируется у той базовой станции, сигнал которой сильнее. А в приграничной зоне это вполне может оказаться коммуникационное оборудование чужого оператора, и если у вас по умолчанию активирована услуга роуминга, можно воспользоваться ею, даже не подозревая об этом. В таком случае, даже если звонок входящий, платить придется вам, ведь плату за входящие в роуминге никто не отменял. Разумеется, нельзя исключать и настоящие ошибки биллинга, причем как в сторону оператора, так и в пользу абонента. В последнем случае, правда, пользователи предпочитают скромно молчать. Но если деньги, по вашему мнению, сняли со счета неправильно, всегда лучше вежливо обратиться в службу поддержки. У оператора постоянно под рукой данные обо всех звонках с вашего номера, так что установить истину будет несложно.
Полезные советы
• Настройте в телефоне автоматическую блокировку клавиатуры, чтобы защитить себя от осуществления случайных звонков.
• Внимательно читайте контракт и тарифы - особенно места, напечатанные мелким шрифтом.